Кандидат исторических наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории

Подразделение: Кафедра Новой и Новейшей истории

e-mail: svetl-grigor@yandex.ru

Область научных интересов – история стран Азии и Африки в новое время, история русско-эфиопских отношений, отношения России с государствами  Востока, проблемы методики преподавания в высшей школе.

Награды:

  • Благодарственное письмо Министерства образования и науки Нижегородской области за заслуги в подготовке научно-педагогических кадров, большой вклад в сохранение и развитие культурного наследия Нижегородской области  (2011 г.).
  • Диплом III степени победителя конкурса методических разработок. Номинация «Методические материалы по учебным дисциплинам» (2014 г.).

В 1990 г. с отличием закончила исторический факультет Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по специальности «история» (научный руководитель дипломной работы – доцент С.Б. Сенюткин).

После обучения в аспирантуре по кафедре новой и новейшей истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в 1997 г. в Диссертационном совете ННГУ защитила кандидатскую диссертацию «Русские частные и государственные инициативы в отношении Эфиопии в 80-90-е годы XIX века» (Научные руководители – доктор исторических наук, профессор О.А. Колобов, кандидат исторических наук, доцент С.Б. Сенюткин).

С 1997 г. работала на кафедре истории зарубежных стран исторического факультета ННГУ, с 2014 г.  - на кафедре Новой и новейшей истории ИМОМИ.

С 2003 по 2012 г. выполняла обязанности  заместителя декана исторического факультета по учебной работе.

Повышение квалификации:

  • 1999 - 2000 гг. - обучение по специальности «политология», получила квалификацию «преподавателя политологии в вузе» в Верхне-Волжском филиале Республиканского центра гуманитарного образования при ННГУ.
  • 2000 г. - обучение в летней школе по программе «Россия-Восток» на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
  • 2006 г. - участие в обучающих семинарах «Управление качеством образования», «Инновационные образовательные технологии, «Управление инновациями» в рамках программы «Менеджмент в образовании и управление качеством».
  • 2006 г. - участие в обучающих семинарах «Современные педагогические технологии».
  • 2010 г. - повышение квалификации по программе «Методики и технологии уровневой системы образования на основе ФГОС ВПО», организованной УМО по классическому университетскому образованию и Ассоциацией классических университетов России (АКУР) на базе экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Читаемые курсы: 

  • История стран Азии и Африки в Новое время
  • История отечественного востоковедения
  • Методика преподавания в высшей школе
  • спецкурсы «Россия-Восток: особенности межцивилизационного взаимодействия», «История русско-эфиопских отношений»; «Японская драматургия и театр»; «Колониальная политика ведущих европейских стран в XV-XIX вв.».

Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ

Опубликовано около 40 научных и учебно-методических работ.

Основные публикации:

Диссертация:

«Русские частные и государственные инициативы в отношении Эфиопии в 80-90-е годы XIX века»: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Нижний Новгород: ННГУ, 1997. 23 с.

Статьи и материалы конференций

  1. Aвантюра H.И. Aшинова и отношение к ней правящих кругов Pоссии. Pукопись деп. в ИHИOH PAH № 49528 от 15.08.1994. 18 с.
  2. Oсобенности внешней политики Pоссии в отношении Эфиопии в 70–80–е гг. ХIХ в. Pукопись деп. в ИHИOH PAH № 49529 от 15.08. 1994. 12 с.
  3. Hачало русского проникновения в Aбиссинию // Hижегородский журнал международных исследований, 1995. № 4. С. 34–38.
  4. Нижегородский губернатор генерал-майор Н.М. Баранов.  // Нижегородские исследования по краеведению и археологии Сб. научных и методических трудов. Н. Новгород, 2000, с. 136-140.
  5. Роль армии  в истории стран Азии и Африки. / Духовный мир человека: проблемы и перспективы. Материалы региональной научной конференции. Н. Новгород, НКИ, с. 315-317.
  6. Роль и возможности специальных курсов в процессе преподавания истории международных отношений. / Международные отношения в ХХI веке: новые действующие лица, институты, процессы. Материалы международной научной конференции РАМИ, МГИМО(У) МИД РФ, ИСИ ННГУ. М.-Н.Новгород, 2001, с. 215-220.
  7. К проблеме оценки событий 1908-1909 годов в Турции. / Международные отношения в ХХI веке: новые действующие лица, институты, процессы. Материалы международной научной конференции РАМИ, МГИМО(У) МИД РФ, ИСИ ННГУ. М.-Н.Новгород, 2001, с. 215-220.
  8. Роль игровых методик в процессе преподавания новой истории стран Азии и Африки./ Материалы ХII чтений, посвященных памяти члена-корреспондента АН СССР С.И.Архангельского. Часть 1. Н.Новгород, ННГУ, 2001, с. 215-220.
  9. Тайпинское восстание в Китае: характеристики и оценки. / Актуальные проблемы истории. Материалы научной конференции. Н.Новгород, НКИ, 2002, с. 75-79.
  10. Позиция Советского Союза в эфиопо-эритрейском конфликте. // Вестник ННГУ. Серия История. Выпуск 1. 2002, с. 110-117.
  11. Тайпинское восстание в отечественной историографии ХХ века. // Материалы V межвузовской научно-практической  конференции «Дискуссионные вопросы российской истории в вузовском и школьном курсах».  Арзамас, 2002, с. 161-168.
  12. К проблеме переосмысления некоторых событий всемирной истории. / Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.И. Архангельского. Материалы ХIII чтений, посвященных памяти члена-корреспондента АН СССР С.И. Архангельского/ Н.Новгород, ННГУ, 2003, с. 145-146.
  13. Планы русского похода в Индию и их судьба. / Материалы чтений памяти проф. Н.П. Соколова. Н.Новгород, ННГУ, 2003, с. 124-126.
  14. Малоизвестный документ по истории развития русско-эфиопских отношений конца 80-ых гг. Х1Х века. / История России 19-20 вв.: историография, новые источники. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 2004 г.  Н.Новгород, 2005, с. 140-145.
  15. Научное руководство как одна из наиболее эффективных форм работы со студентами. / История и исторический процесс: Материалы научной конференции, посвященной памяти  доктора исторических наук, профессора С.Б. Сенюткина  (3 декабря 2004 г.). Н.Новгород, изд-во НИМ «Махинур», 2005, с. 48-53.
  16. Нижегородский губернатор генерал-майор Н.М. Баранов и эфиопская экспедиция казака Н.И. Ашинова.  // Записки краеведов. Н.Новгород, Книги, 2006, с. 46-57.
  17. Востоковедение на историко-филологическом факультете Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. // Вестник Нижегородского государственного университета. Серия «История». 2006. Выпуск 2(6). С. 178-191.
  18. К вопросу о русско-эфиопских церковных связях Актуальные вопросы истории. / Материалы межвузовской научно-практической конференции 21 апреля 2007 г.  Н. Новгород, 2007, с. 38-41.
  19. Военные реформы Менелика II в Эфиопии: причины, сущность, значение.  / Материалы Всероссийской научной конференции «Х чтения памяти д.и.н., профессора Н.П. Соколова» 17-18 октября, 2007 г.  Н.Новгород, ННГУ, 2007, с. 191-197.
  20. Записки Дж.Р. Абериг-Маккея и восприятие «английской» Индии в Великобритании в последней четверти 19 века. / Материалы Всероссийской научной конференции «Х чтения памяти д.и.н., профессора Н.П. Соколова» 17-18 октября, 2007 г.  Н.Новгород, ННГУ, 2007, с. 187-190. (в соавт. с В.В. Хитриным).
  21. Историческое образование в ННГУ им. Н.И. Лобачевского: современное состояние. / Материалы научно-методической конференции «Проблемы преемственности преподавания истории в школе и вузе» 21 февраля 2007 г.  Н.Новгород, ННГУ, 2007, с. 8-14.
  22. Эфиопский культурно-исторический архетип в российском общественном мнении конца 19 века: мифы и реальность. /«Актуальные вопросы истории». Материалы межвузовской конференции 20 мая 2009 г.  Н. Новгород, НКИ, 2009, с. 32-35.  (в соавт. Ю.П. Новиковой)
  23. К вопросу об общности исторического прошлого России и Эфиопии. /«Россия, Запад, Восток: традиции, взаимодействие, новации»: Материалы V международной научной конференции 20-22 октября 2009 г.  Владимир, 2009.
  24. Проблемы исламоведения в исследованиях доктора исторических наук доцента кафедры истории зарубежных стран С.Б. Сенюткина. / «Проблемы исламских и тюрко-татарских исследований в Нижегородском регионе». Материалы  VI ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Фаизхановские чтения» 20 марта 2009 г. Н.Новгород: изд-во «Медина», 2009. М.-Н.Новгород: Изд-во Медина, 2010. С. 51-54 (0,7 п.л.).
  25. О методологии социоестественной истории. «Вопросы теории, методологии и практика преподавания истории»: Нижегородская региональная научно-методическая конференция 6 февраля 2009г. Учебно-методическое пособие. Н. Новгород, ННГУ, 2009, с. 31-36.
  26. Мифологизированные стереотипы в межкультурных коммуникациях: Эфиопская империя глазами русских. //  Вестник Нижегородского государственного университета.  2010. Выпуск 4. Часть 1. С. 202-208.
  27. Образ Эфиопии в российском общественном сознании конца XIX века. / Национальный/социальный характер: археология идей и современное наследство. Материалы Всероссийской научной конференции.  М.: ИВИ РАН, 2010, с. 170-171.(0,2 п.л.)
  28. Учебники третьего поколения по истории стран Азии и Африки в новое время: традиции и новации. / Материалы Нижегородской региональной учебно-методической конференции «Преподавание истории в вузе: концепция, методика и практика, системные связи» 29 января 2010 г. Н.Новгород, ННГУ, 2010, с. 89-95.
  29. Учебники третьего поколения по истории стран Азии и Африки в новое время: традиции и новации // Материалы Нижегородской региональной учебно-методической конференции 29 января 2010 г. «Преподавание истории в вузе: концепция, методика и практика, системные связи». г. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. С. 89-95 (0,5 п.л.).
  30. Историческое образование в ННГУ им. Н.И. Лобачевского: традиции и новации. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Историческое образование в высшей школе: формирование специалиста и гражданина» 8-9 декабря 2010 г. Казань, 2010. С.       (0,5 п.л.)
  31. Стандарты третьего поколения: проблемы и противоречия реализации // Материалы Нижегородской региональной учебно-методической конференции «Проблемы качества преподавания истории в вузе».  Нижний Новгород: ННГУ, 2011. С. 3-8 (0,3 п.л.).
  32. Русско–эфиопские отношения в конце 1990–ых – начале 2000–ых годов // Вестник Нижегородского государственного университета. 2012. Выпуск 2. Ч. 1. С. 226–233.
  33. К вопросу о совершенствовании итоговой государственной аттестации студентов исторического факультета // Материалы Нижегородской региональной учебно-методической конференции «Межпредметные взаимодействия учебной дисциплины и науки история в учебном процессе вуза». – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – С. 118-121. (0,3 п.л.).
  34. Изучение истории русско-эфиопских отношений нового времени в России: обзор исследований последнего десятилетия. // Вестник Нижегородского государственного университета. 2013. Выпуск 6. Ч. 3. С. 123-130.
  35. Трансфер знаний через развитие форм творческой активности студентов (из опыта работы по организации студенческого театра) // Проблемы трансфера гуманитарных знаний: итоги года российской истории. (Нижегородская региональная учебно-методическая конференция 8 февраля 2013 г.). Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. С.61-65.
  36. Использование метода проектов в процессе формирования профессиональных компетенций магистров истории // Материалы Нижегородской региональной учебно-методической конференции «Инновационные методы обучения в высшей школе: проектно-ориентированный, проблемный, поисковый и другие методы»  11-12 февраля 2014 г. Н.Новгород: ННГУ, 2014. (в соавт. с Е.Е. Михайловой)
  37. Религиозный фактор во внешней политике России (на примере русско−эфиопских отношений) // Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания. Материалы III Международной научно-практической конференции 3-5 октября 2013 г. Нижний Новгород, 2014.
  38. Николай Иванович Ашинов: африканская эпопея «атамана вольных казаков» // Слава и забвение: Парадоксы биографики: Сб. научных статей. СПб.: Алетейя, 2014. С. 504 - 523.
  39. Эфиопо–эритрейский конфликт 1998–2000 гг.: глобальное и региональное измерение // «Традиции и инновации в международно-политическом процессе: региональное и глобальное измерение». Материалы международной научной конференции 24-26 июня 2013 г. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013.
  40. Нижегородские власти и СМИ: у истоков взаимодействия (на примере губернаторства Н.М. Баранова (1882-1897)) // Материалы IX Международного симпозиума «История и политика: региональная интеграция, региональная идентичность и устойчивое развитие в сравнительной перспективе» 27-29 мая 2014 г. Нижний Новгород: изд-во ВВАГС, 2014.
  41. Образ нижегородского губернатора Н.М. Баранова: мифы и реальность // Нижегородская старина. Выпуск № 39-40. 2014. С. 102-109. (в соавт. с Э.З. Фатеховой).

Учебные и учебно-методические пособия

  1. Новая история Эфиопии. Учебно-методическое пособие. Н.Новгород: ННГУ, 2000. 74 с.
  2. Учебная программа специального курса «История русско-эфиопских отношений». Исторический факультет ННГУ им. Н.И.Лобачевского в 2001-2002 уч. г. Учебные планы, программы и справочные материалы. Вып. 4. Н.Новгород, 2001, с. 188.
  3. Учебная программа специального курса «Методика написания курсового сочинения». Исторический факультет ННГУ им. Н.И.Лобачевского в 2001-2002 уч. г. Учебные планы, программы и справочные материалы.  Вып. 4. Н.Новгород, 2001, с. 189-190.
  4. Планы практических занятий по курсу «Новая история стран Европы и Америки». Н.Новгород, ННГУ, 2001.
  5. Тайпинское восстание в Китае (1850-1864гг.) Часть 1. Причины и условия формирования тайпинского движения. Учебно-методические материалы для студентов-историков. Н. Новгород, 2002. (в соавт. с Григорьевой Е.А.)
  6. Тайпинское восстание в Китае (1850-1864гг.) Часть 3. Практика тайпинского движения. Создание Тайпин-Тянго. Учебно-методические материалы для студентов-историков. Н. Новгород, 2002. (в соавт. с Григорьевой Е.А.)
  7. Олимпиадные задания по истории Востока. Студенческая олимпиада по истории 2003г. Учебно-методические статьи и пакет заданий. Н. Новгород, ННГУ, 2003, с. 14-22. (в соавт. с Сивкиной Н.Ю.)
  8. Программа специального семинара «Тайпинское восстание в Китае (1851-1864гг.)».  Программы специальных курсов для студентов исторического факультета (методические указания, вопросы, литература). Н.Новгород, ННГУ, 2005, с. 35-40. (в соавт. с Григорьевой Е.А.)
  9. Программа специального курса «Россия-Восток». Программы специальных курсов для студентов исторического факультета (методические указания, вопросы, литература). Н.Новгород, ННГУ, 2005, с. 41-49.
  10. Программа специального курса «Японская драматургия и театр». Программы специальных курсов для студентов исторического факультета (методические указания, вопросы, литература). Н.Новгород, ННГУ, 2005, с.49-51
  11. Колониальная политика ведущих европейских держав XVI-XIX веков. Учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2008.
  12. Магистерская программа по новой и новейшей истории. Учебная программа. / Под ред. д.и.н. М.В. Белова. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011.  62 с. (в соавт. с Беловым М.В., Павловым В.С.,  Струковой М.И.,  Григорьевой Е.А., Михайловой Е.Е.)
  13. Магистерская программа по Отечественной истории. Учебная программа. / Под ред. д.и.н. В.И. Белоуса, д.и.н., Селезнева Ф.А., к.и.н. Григорьевой С.В. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011.  64 с.  (в соавт. с  Белоусом В.И.,  Селезневым Ф.А.)
  14. Студенческие олимпиады по истории (2007-2010). Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. 42 с. (в соавт. с  Медоваровым М.В. , Наумовым А.В.)
  15. История стран Азии и Африки в новое время. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: ННГУ, 2013. 23 с.
  16. История стран Азии и Африки в новое время. Рабочая тетрадь. Нижний Новгород: ННГУ, 2013. 42 с.
Поделиться: