На базе Центра междисциплинарных антропологических и социокультурных исследований ННГУ 8 октября состоялось очередное заседание научного семинара «Способы и функции репрезентации родства в средневековых текстах».

Цель семинарского цикла "Sanguis contra legem" - обсуждение особенностей восприятия родных, преступивших закон, в эпохи Античности, Средних веков и раннего Нового времени на территории Западной Европы и Руси.

В работе семинара в режиме онлайн приняли участие исследователи из Москвы, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода.

С докладами на семинаре выступили кандидаты исторических наук Юлия Вершинина (ННГУ, Н. Новгород) и Мария Лавренченко (ЯрГУ, Ярославль).

Доклад Ю. Вершининой «Государственные изменники» и их родственники в «Десяти книгах истории» Григория Турского» был посвящен анализу отношений родственников к государственным изменникам, отношений государственных изменников к собственным родственникам, а также отношений сообщества к последним в изображении «Десяти книг историй» Григория Турского.

Было отмечено, что в сюжетах о государственной измене упоминаются не только близкие кровные родственники изменников (дети, родители, братья), но и родственники по свойству (жена, тесть, теща), а также духовые родственники (крестные родители и кумовья).

Последнее, по мнению исследователя, позволяет предположить, что участие в таком серьезном преступлении как государственная измена отражалось не только на самом преступнике, но и на его близких, превращая его некоторых случаях в «семейное» дело.

В тоже время, иногда это преступление приводило к внутрисемейной конфронтации, разделяя родичей на сторонников и противников изменника. При этом, как отмечает исследовательница, симпатии Григория Турского в большинстве случаев оставались на стороне преданного родственника. Отношение же турского епископа к родственникам предателей, по мнению исследовательницы, зависело от многих факторов. Прежде всего, от того, поддержали ли они предателя и какое участие принимали в государственной измене. Григорий Турский осуждал тех, кто выступал на стороне изменника и потакал ему, даже из родственной любви.

В свою очередь, говоря об отношении предателя к родственникам, Ю.Вершинина отмечает, что автор «Десяти книг историй» в большинстве случаев рисует предателей, как людей не заботящихся о благополучии своих близких.

Доклад М. Лавренченко «”Иди, сын, домой – ты свободен!” Родство через призму судебных разбирательств по берестяным грамотам» был посвящен нескольким ситуациям в средневековой Руси, которые тем или иным образом раскрывают действия родственников человека, попавшего под стражу.

Известия летописей, повествующих о жизни представителей династии Рюриковичей, не всегда можно разделить на описания действий, мотивированных чисто родственными обязательствами и тех, которые определенны политической необходимостью, поэтому их рассмотрение в рамках изучения родственных отношений наталкивается на опасность искажения смыслов при их интерпретации.

Сообщения Новгородской первой летописи, рассказывающей о судьбах новгородцев, часто оказывающихся под стражей в качестве талей – заложников или в кандалах по требованию князя – конкурента того Рюриковича, которому они лояльны, редко раскрывают детали возвращения узников – как правило, летописец или вовсе умалчивает об этом, или показывает действия по вызволению (или отказ от выдачи) новгородцев как коллективные усилия всех горожан, поэтому и данный материал не дает достаточно возможностей для изучения чисто родственных отношений.

Однако из подчас обрывочных сведений берестяных грамот можно видеть, что родственники не только были в числе первых людей, кому заточенный стремился сообщить о своей беде или ее потенциальной возможности, но и быстро реагировали на эту ситуацию.

В докладе были рассмотрены берестяные грамоты №№ 421, 952, 934, 1087, 1105 и № 10 из Старой Русы. Эти источники показывают значительность индивидуальных, а не коллективных семейных решений при урегулировании правовых или денежных вопросов. Кроме ответственности по родству, в берестяных грамотах можно видеть коллективную ответственность соседей, что подкрепляется сравнительным материалом.

Некоторые грамоты структурно и содержательно близки летописным «речам» (устным посланиям) Рюриковичей, в которых можно видеть апелляции к родству по отношению к плененному родственнику в призыве к участию в походе против его захватчиков (напр., ПСРЛ.Т.2. Стб. 695).

Заслушав и обсудив доклады, участники семинара особо отметили важность сравнения данных, полученных при изучении источников различной жанровой и временной принадлежности, происходящих из различных регионов Европы и Руси.

Подводя итоги семинара, присутствующие подчеркнули значимость компаративного анализа сюжетов со сходной проблематикой и контекстуализации данных, полученных в ходе их рассмотрения, для более глубокого понимания особенностей родственных отношений в указанных сообществах.

По итогам работы семинара планируется публикация докладов его участников в тематическом сборнике.

Поделиться: